Для многих тысяч татарстанских детей улица стала домом
22 сентября 2007 года

К концу 2010 года число детдомов в Татарстане должно резко сократиться. В этом году закрылись два детских дома - в Буинске и Заинске, осталось еще 18. Большинство воспитанников детдомов - это ученики старших классов. Сирот-малышей, с тех пор как государство добавило средств на их содержание и зарплату приемным родителям, потихоньку начали "разбирать". С начала года в Татарстане усыновили 168 ребят, 708 взяли под опеку родственники, а 464 устроили в приемные семьи. Однако, как заявил на всероссийском селекторном совещании и.о. министра здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов, воплощение в жизнь национальной идеи о повышении рождаемости может обернуться всплеском социального сиротства. Так, в благополучном, казалось бы, Татарстане сейчас 8165 беспризорников. И это лишь те, кто попал в поле зрения милиции и соцслужб.

На днях казанская милиция провела облаву на попрошаек. На вокзалах, рынках и центральных проспектах города были задержаны 28 детей. В том числе братья из Узбекистана - одному пять, другому шесть лет. Мальчишки просили деньги у прохожих на Центральном рынке, а получив отказ, ругались матом. В Казанском центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) они провели чуть больше суток, без конца плакали и отказывались есть что-либо, кроме хлеба. Через день детей в присутствии инспекторов по делам несовершеннолетних передали их дяде.

14-летний Ильнур из Чистополя тоже вскоре покинет стены центра. Но отправится не домой, а в спецучилище, по решению суда. За парнем числятся две кражи. Год назад они с друзьями взломали ангар на берегу Камы, говорит, хотели покататься на надувных матрасах. На этот раз Ильнура задержали, когда он пытался продать украденный мотор от лодки... Мать мальчика умерла три года назад от гепатита, отец - на пенсии по инвалидности, четыре старших брата - за решеткой: кто за кражу, кто за изнасилование. У мальчика застывший взгляд, заставить его хоть раз улыбнуться мне не удалось.

Мама 17-летнего Ленара из Казани жива. Но и он "гостит" в милицейском учреждении не впервые. Ленар был осужден условно за кражу со взломом - зимой с друзьями воровал цветмет на дачах. А на днях нарушил правила условно-досрочного освобождения, распивая пиво с друзьями во дворе.

На учете в органах соцзащиты РТ сейчас почти 4,5 тысячи семей, находящихся в "социально опасном положении" (неполные, многодетные, семьи, где жестоко обращаются с детьми и не выполняют родительских обязанностей).

- Становится жутко, когда из одной квартиры милиционеры привозят 2, 3, 4 ребятишек - вшивых, грязных, а мать неизвестно где - водки выпила и ушла на неделю, - делится переживаниями директор городского социального приюта "Гаврош" Ольга Молостова. - Эти дети здесь, несмотря на пятиразовое питание, еще долго хлеб под подушку прячут - привыкли голодать. Курят поголовно, особенно старшие. Мы пытаемся отучить, но сложно - если они с 5 лет к этому привыкли.

По данным Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, чаще всего детей на улицу толкают алкоголизм или наркомания близких (41,2%), трудная жизненная ситуация - смерть одного из родителей, развод, потеря жилья и пр. (54,8%). 70 ребят (0,8% от общего числа зарегистрированных беспризорников) сбежали от семейного насилия. А 244 покинули дом потому, что сами успели пристраститься к алкоголю и наркотикам. На всероссийском селекторе наряду с проблемами финансирования детдомов и социальных приютов обсуждали вопрос поддержки семей. И.о. министра образования и науки РФ Андрей Фурсенко сравнил работу государства по устройству сирот с действиями пожарной команды: "Тушим, когда горит. А нужно заниматься профилактикой, решать проблемы не тогда, когда дети оказались на улице, а как только появились признаки неблагополучия в семье..."

12-летняя Олеся живет вместе с младшим братом и сестренкой в приюте и мечтает стать адвокатом, чтобы научиться защищать свои права. Отца Олеси убили, отчим выгнал их с матерью из дома. Ночевали у знакомых, потом мама привела детей в "Гаврош". Сказала, что заберет через две недели - как подыщет жилье и работу. Прошел год. Мать Олеси за пьянство собираются лишить родительских прав. Есть желающие усыновить младших детей. Олеся против. Говорит, пока они вместе, хоть и в приюте, - они семья и другой ей не надо.

Ирина ПЛОТНИКОВА, "Вечерняя Казань"